ПАМЯТКА   ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ
СУИЦИД – это преднамеренное лишение себя жизни…
Почему ребенок решается на самоубийство?
 
- нуждается в любви и помощи                                                 - чувствует себя никому не нужным
- не может сам разрешить сложную ситуацию                        - накопилось множество нерешенных проблем
- боится наказания                                                                     - хочет отомстить обидчикам
- хочет получить кого-то или что-то
 
В группе риска – подростки, у которых:
- сложная семейная ситуация                                                   - проблемы в учебе
- мало друзей                                                                              - нет устойчивых интересов, хобби
- перенесли тяжелую утрату                                                      - семейная история суицида
- склонность к депрессиям                                                         - употребляющие алкоголь, наркотики
- ссора с любимой девушкой или парнем                                 - жертвы насилия
- попавшие под влияние деструктивных  религиозных сект или молодежных течений
 
Признаки суицида:
- угрожает покончить с собой                                                       - отмечается резкая смена настроения
- раздает любимые вещи                                                              - «приводит свои дела в порядок»
- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать                           - живет на грани риска, не бережет себя
- утратил самоуважение
 
Что Вы можете сделать?
- будьте внимательны к своему ребенку                                                        - умейте показывать свою любовь к нему
- откровенно разговаривайте с ним                                                                - умейте слушать ребенка
- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве                                               - не оставляйте ребенка один на один с проблемой
- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы
- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно
- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц
- обратитесь за помощью к специалистам
 
Чего нельзя делать?
- не читайте нотации                                                                    - не игнорируйте человека, его желание получить внимание
- не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
- не спорьте                                                                                   - не предлагайте неоправданных утешений
- не смейтесь над подростком

Советы внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите                                                           - чаще обнимайте и целуйте
- поддерживайте в сложных ситуациях
- учите его способам разрешения жизненных ситуаций                                        - вселяйте в него уверенность в себе
- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения

Эти слова ласкают душу ребенка…

- Ты самый любимый!                                                                                   - Ты очень много можешь!
- Спасибо!                                                                                                      - Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!                                                                                                  - Садись с нами!
- Расскажи мне, что с тобой?                                                                        - Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!                                                                            - Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
- Как хорошо, что ты у нас есть!

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • Ø эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • Ø выраженное чувство долга, обязательность;
  • Ø концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • Ø учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • Ø убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • Ø наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • Ø наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • Ø психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
  • Ø наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • Ø проявление интереса к жизни;
  • Ø привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • Ø уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • Ø планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  • Ø негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

ПО ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ РАННИХ ПРИЗНАКОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства
к взрослости, в котором в поведении ребенка переплетаются противоречивые тенденции:
уровень притязаний подростка намного превышает его возможности
и реальный социальный статус (он еще не взрослый, но начинает требовать, чтобы к нему относились как к взрослому);
чрезвычайная сконцентрированность на самих себе, эгоцентризм,
с одной стороны, а с другой − способность проявлять альтруизм (бескорыстие), внимание и чувствительность;
с одной стороны, внимание неустойчиво, с другой стороны - подростки могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно;
особенность эмоционального реагирования подростков - сравнительная легкость возникновения у них переживаний эмоциональной напряженности, психологического стресса, способность бурно и непосредственно выражать свои эмоции, зачастую неумение сдерживать радость, гнев, замешательство.
Рекомендации родителям
В этот непростой период Вам особенно важно проявлять терпение, понимать интересы ребенка.
Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.
Нужно направить усилия на развитие поисковой активности подростков, «включать» его в такие виды деятельности (например, в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности), в которых есть усложненные, интересные для них новые задания, предъявляющие к нему повышенные требования.
Мечта имеет чрезвычайно важное значение для развития подростка, создавая идеальные образы будущего, как личностного, так и профессионального.
Важно «услышать», понять, о чем мечтают Ваши дети, обеспечить им стабильность, безопасность, уверенность в себе, помочь определиться с возможной профессиональной сферой будущей жизни.
Ситуации, связанные с возможными суицидальными намерениями, на которые родителям обязательно надо обращать особое внимание
• Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных  и любимых увлечений.
• Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда               не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство с аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.),  используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
• «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе, ночью.
• Изменение образа жизни. В частности, ребенок уходит из дома, не поясняя куда, в том числе, вечером и даже ночью.
• Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
 Значимые признаки, связанные с возможными суицидальными намерениями подростка, на которые необходимо обратить внимание родителям при мониторинге страницы своего ребенка в социальной сети
  • В своих изображениях, публикуемых на страницах   соцсетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть  до нанесения себе травм, в частности, и порезов;
  • Символичными являются сохранение фотографий китов (которые выбрасываются на берег и, таким образом, добровольно уходят из жизни), бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет  их к неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков;
  • Следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах;
  • Зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»);
  • Необходимо фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях.

В процессе беседы родителей с ребенком наличие всех вышеперечисленных признаков дети чаще всего объясняют тем,                  что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.

Родителям необходимо иметь в виду, что суицидальные попытки совершают и дети из полных благополучных семей, зачастую, с хорошим достатком и организованным досугом, широким кругом общения.

Получить экстренную бесплатную и квалифицированную психологическую помощь, наладить доверительные и близкие отношения    со своими детьми поможет обращение за помощью и поддержкой  на Телефоны доверия.

Опыт работы Телефонов доверия показывает, что это звонки и тех,  кто пока просто думает о том, как поступить со своей жизнью, для кого проблемы неразделенной любви, ссоры с родителями или двойки на экзамене кажутся неразрешимыми, а также родителей, которые беспокоятся за жизнь и здоровье своих детей.

 

  Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

 1. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
3. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
4. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
5. Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
6. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
7. Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
8. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
9. Читайте детям настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Обсуждайте прочитанное и увиденное вместе с детьми.
10.Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».
В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям.
 
 
 
 
 
 

безопасность             безопасность                     безопасность

безопасность                                    безопасность

безопасность   безопасность